medical marijuana card discount
Зороастризм – самая оболганная религия мира.

26 ноября

Разместил admin

Заратуштра – многие люди слышали это имя. Многие даже знают о том, что этого человека считают пророком. Но, к сожалению, зачастую почти никто и никогда не слыхал о зороастризме или в лучшем случае читал творение Ницше “Так говорил Заратуштра”.
А, тем не менее, общепринятый исторический факт, считать зороастризм самой древней пророческой религией в мире. Более того, если брать за основу позицию большинства современных исследователей феномена, то ещё и самую первую религию единобожия в мире.
Почти все историки склоняются к тому, что “добрая вера”, так её корректно называть на русском языке, умудрилась повлиять на все более поздние религии мира, такие как: иудаизм, христианство, гностицизм, ислам, манихейство, восточный буддизм, брахманизм. Согласитесь, серьёзное утверждение, которое необходимо подтверждать фактами.
Как замечено, именно последние тезисы вызывают бурю негодования у верующих различных конфессий. Многие из них искренне считают, например, что единый бог это продукт иудейской мысли и традиции на протяжении многих тысяч лет. Хотя на самом деле это далеко не так.
Отдельные приверженцы той или иной веры, пытаясь как – то понять, почему их религия похожа во многом на зороастризм, начинают выдумывать разного рода нелепые сюжеты. Например, что до Ашо Заратуштры дошли проповедники Мелхиседека, которые научили его верить в единого бога. А остальное, мол, пророк додумал сам.
Некоторые адепты пошли ещё дальше и занялись синкретизмом христианства и “доброй веры”, считая, что у проповедника из Назарета много общего с Заратуштрой, а еврейский бог, ну просто поразительная копия Ахура Мазды. Всё это, конечно, вздор и нелепица. Попытка людей, обосновать исключительность своей веры в свете древности зороастрийской традиции.
Зороастризм развивался независимо от всего того, что сейчас принято считать мировыми религиями. Ведь когда только зарождался иудаизм, а христианства даже не было в зародыше, зороастризм уже являлся мировой религией.
Существует ещё одно глубокое заблуждение в среде последователей аврааместических религий, что исключительная нравственность присуща именно религиям еврейского бога, а не каким – либо другим. Поэтому, все нуждаются в спасении, по возможности любыми средствами. Именно, по этой причине зороастризм был почти стёрт с лица Земли. Религия, не учащая верующих собственной богоизбранности и насилию во имя её, не может противостоять агрессивным поползновениям других конфессий. Хотя и существует, зороастризм уже почти 4000 лет.

Датировка

Существуют разные точки зрения по поводу времени зарождения зороастризма. Одна из них остается предметом споров. Согласно поздней иранской традиции, Заратуштра жил за 258 лет до Александра Македонского, который в 333–330 годах до н.э. завоевал Персидскую империю, одержав победу над ее правителем Дарием III. Однако, по мнению большинства ученых, эта дата 590 год до н.э. является слишком поздней. Соответственно, предполагается, что слова “до Александра” явились искажением первоначального “до Дария”, где под Дарием подразумевался царь Дарий I Великий (522–486 года до н.э.), а не Дарий III Кодоман (336–330 года до н.э.), которого победил Александр. Исходя из этого предположения, исследователи получают для Заратуштры дату около 750 года до н.э, которая согласуется с тем, что для греков 4 и 5 веков. Заратуштра был фигурой столь древней, что они могли относить время его жизни за 6000 лет до Платона.
Хотя и не только для греков. Дело в том, что в 549 году до н.э. персы под предводительством Кира Великого из рода Ахеменидов, зятя правившего мидийского царя или же внука последнего мидийского царя Астиага, продолжая завоевания, захватили Малую Азию и Вавилонию, подвластные которой страны, простирались вплоть до Средиземноморского побережья.
Все восточноиранские народы также подпадали под его начало. Сведения античных авторов позволяют предположить, что в то время когда персы впервые столкнулись с греками в Малой Азии, они были уже зороастрийцами. Узнав от них о Зороастре, греки, естественно, сочли его персидским пророком и “великим магом”. Они узнали, что он жил в глубочайшей древности. Так, Гермодор и Гермипп из Смирны относили время жизни Зороастра за пять тысяч лет до Троянской войны. Ксанф Лидийский считал, что Зороастр жил за шесть тысяч лет до вторжения Ксеркса в Грецию, а Аристотель – за шесть тысяч лет до смерти его учителя Платона. Отсюда следует, что персы рассказывали грекам о том, что их пророк жил в отдаленном прошлом, а греческие ученые уже сами приспособили эти рассказы к своим исчисленьям.
Как видим из этих простых рассуждений, не та не другая датировка не является корректной. И не выдерживает критики. Но существует ещё другая дата. А именно, 1738 год до н. э. именно эту дату зороастрийцы считают началом зарождения религии. По преданию, в тот год царь Кави (кави – титул, возможно князь) Виштасп принял “добрую веру” как религию своего царства. На это указывает так же архаичность языка Гат. Это самые древние части священного писания зороастрийцев – Авесты, они содержат песни пророка. Их язык близок к языку Ригведы, создание которой относится к периоду от 1700 года до н.э. И в Гатах и Ригведе мы находим представления о мире, относящиеся к древности, к обществу каменного века.
Для сравнения. Культ единого бога Атона в Египте пришёлся на даты жизни фараона Эхнатона 1364—1347 года до н. э. или же 1351—1334 года до н. э.
Так что, судя по всему, зороастризм является если уж не самой древней, так по крайней мере, древнейшей религией единобожия в мире.

Место зарождения

В 1972 году в Центральных Каракумах экспедиция советских археологов под руководством В.И. Сарианиди обнаружила погребенные под песками огромные города и скромные поселения. Где, который год ведутся раскопки никому еще не известной древней цивилизации — Маргианы.
Во 2 тысячелетии до н.э. в этих песках бурлила жизнь. Дельта реки Мургаб была насыщена ирригационными системами, по которым вода подавалась на пастбища и заливные луга. Находки, которые были обнаружены, говорят о высокой культуре местных ювелиров, гончаров, кузнецов. Руины древних дворцов и храмов позволяют судить о их былом великолепии.
А самое главное — нашлись прямые доказательства существования в Маргиане зороастризма. При раскопках храмового комплекса Тоголок был извлечен из земли культовый сосуд, в котором, как показала экспертиза, находились остатки священного напитка хаомы — о нем упоминается в “Авесте”, книге Святых Писаний, составленной из откровений Заратуштры.
Нашлись и антропоморфные терракотовые статуэтки — “божки зороастрийцев”. И это еще не все. Ведя раскопки Гонурского некрополя, археологи убедились, насколько велика была роль огня в духовной жизни маргианцев.
Огонь для зороастрийцев всегда являлся священным. Как христиане молятся перед распятием, так последователи благоверия молятся перед специально разожжённым священным огнём, который никогда не гаснет. Это символ Ахура Мазды (бога) в этом мире.
Так же, были найдены уникальные ритуальные сосуды со скульптурными фигурками по венчику, предназначенные для священного напитка.
Даже только того, что перечислено, достаточно, чтобы сделать важное заключение: из всех известных археологических комплексов открытая Маргиана более всего походит на центр зороастрийской религии.
Первое упоминание о Маргиане относится к ахеменидскому времени, точнее 516 год до н.э. В знаменитой Бехистунской надписи упомянуто восстание, в подвластной Дарию Маргуш, и последующее его подавление. Маргуш идентифицируется с авестийской Моуру и, наконец, в античности она известна как Маргиана. Убеждение в реальности её существования привело к активным поискам Маргианы на местности. Итоги этих изысканий подтвердили древность “доброй веры”.

Личность Заратуштры

Имя Заратуштра представляет обычное иранское имя, вторая часть которого — уштра — означает “верблюд” (шутур), относительно же первой существуют различные мнения (“жёлтый”, “старый”, “погоняющий”). Следовательно, Заратуштра примерно означает “обладающий старым верблюдом”, или простое крестьянское имя, которое вряд ли дали бы мифической обожествляемой личности.
Позднейшая традиция украсила биографию Заратуштры “чудесами”, находящими себе параллели в сказаниях и мифах других народов. Если отбросить эти “чудеса”, то основные моменты жизни Заратуштры представляются следующим образом: Заратуштра, небогатый и невлиятельный человек, проповедовал свои идеи сначала безуспешно, затем приобрёл немногочисленных последователей, и, наконец, ему посчастливилось получить покровительство князя Виштаспы, принявшего его учение и способствовавшего его распространению.
Сам же Зороастр (греческая форма имени) упоминает о себе в Гатах как о заотаре, то есть полностью правомочном священнослужителе. Он – единственный основатель религии, который был одновременно и священнослужителем, и пророком. В Младшей Авесте он именуется общим словом для священнослужителя – атаурван. Он сам называет себя также мантран – “сочинителем мантр”.
Мантра – вдохновенное экстатическое изречение, заклинание (санскритское мантра).
Обучение священству начиналось у индоиранцев рано, видимо в возрасте около семи лет, и было устным, потому что они не знали письма. В основном оно состояло в изучении обрядов и положений веры, а также в овладении искусством импровизации стихов для призываний богов и их восхваления и в выучивании наизусть великих мантр, сложенных мудрецами ранее. Иранцы считали, что зрелость достигается в пятнадцать лет, и, вероятно, в этом возрасте Зороастр (греческая форма имени) стал священнослужителем.
Исходя из Гат, можно предположить, что впоследствии он стремился усвоить все знания, которые получал от разных учителей. В дальнейшем он изображает себя как ваэдэмна (букв. “тот, кто знает”) – “посвященный, обладающий вдохновленной божеством мудростью”. Согласно зороастрийским преданиям (сохранившимся в пехлевийских сочинениях), многие годы провел он, скитаясь, в поисках истины.
Его гимны позволяют предположить, что он был свидетелем насилия, военных действий поклонников даэва (зла), которые нападали на мирные общины с целью грабежа, убийств и угона скота. Сознавая себя бессильным, Зороастр преисполнился страстного стремления к справедливости, к тому, чтобы нравственный закон божеств – Ахур был установлен одинаково и для сильных, и для слабых, так, чтобы восторжествовали покой и порядок. Чтобы все могли вести добрую и мирную жизнь.
Согласно зороастрийским преданиям, Зороастр достиг тридцати лет, возраста зрелой мудрости, когда он, наконец, получил откровение. Это великое событие упоминается в одной из Гат (Ясна 43) и кратко описывается в пехлевийском сочинении Задспрам (Задспрам 20–21). Там рассказывается, как однажды Зороастр, участвуя в сборище по случаю весеннего празднества, отправился на рассвете к реке за водой для приготовления хаомы.
Он вошел в реку и постарался взять воду из середины потока. Когда он возвратился на берег (в этот момент он сам пребывал в состоянии ритуальной чистоты), перед ним в свежем воздухе весеннего утра возникло видение. На берегу он узрел сияющее существо, которое открылось ему как Воху – Мана, то есть “Благой помысел”. Оно привело Зороастра к Ахура – Мазде и пяти другим, излучающим свет персонам, в присутствии которых пророк “не увидел собственной тени на земле из-за их яркого свечения”. Тогда же от этих семи божеств Зороастр и получил свое откровение.
Погиб же Заратуштра в почтенном возрасте во время войны с турами.

Религия Заратуштры

Так что же такого создал пророк Заратуштра за столетия до зарождения основных мировых религий? За что его преследовали соплеменники, за что была гонима его “добрая вера”? Что несколько тысяч лет будоражит умы писателей и философов?
К сожалению рамки газетной публикации, не могут раскрыть всю полноту и революционность “доброй веры”, но попытаться сделать это всё же стоит.
Первым и, на мой взгляд, важным пунктом деятельности пророка явилось то, что он отделил силы добра от сил зла. Оторвав даэва (злые и враждебные божества, демоны) от спэнта (святой, благой, полезный эпитет, характеризующий добрые божества). Тем самым, реформировав древнее индоиранское многобожие. Более того, порывая резко с традицией, он объявил одного из Ахур (хранителей АША), а именно Ахуру Мазду (Господин Мудрость), единым богом, которому следовало поклоняться.
Ахуры являлись не просто божествами или богами в современном понимании этого слова. Они были хранителями истины “Аша” (все хорошее, истина). И Заратуштра настаивал, чтобы нравственный закон Ахур, соблюдался беспрекословно всеми и богатыми и бедными.
В то время, считалось, что только богатый и знатный может обрести спасение. Оно достигалось путём приношения жертв. И соответственно, чем больше доставалось богам приношений, тем более они становились благосклонны.
В Авесте есть строки хорошо характеризующие, то против чего взялся бороться Заратуштра (Яшт 1, «Ормазд-яшт», 10:11):

Когда, о Заратуштра,
Ты сокрушить захочешь
Вражду людей и дэвов,
И ведьм, и колдунов,
И кавиев-тиранов,
И злобных карапанов,
Двуногих негодяев
И лжеучителей,
Волков четвероногих,

Войска широколикие,
С широкими знаменами,
Поднятыми, кровавыми,
То повторяй изустно
Ты эти имена
И днями, и ночами.

В этих строках Ахура Мазда говорит Заратуштре о том, с кем ему предстоит сражаться. Так, мы видим употребление слова “кавий”, которое происходит от слова “кави”, возможно, князь. Дело в том, что все жители степи во времена пророка занимались набегами друг на друга, бесконечными войнами и грабежами. Всё это происходило под руководством отдельных правителей, которые действовали очень жестоко по отношению к своим соплеменникам. Естественно Заратуштра не мог мириться с таким положением дел. Так как это нарушало нравственный закон Ахура Мазды.
Так же в вышеописанных строках упоминаются дэвы (даэва) – враждебные людям силы, творения Злого Духа (Ангра Манью), которые мешают жить, создают проблемы в этом мире. И самым прискорбным для пророка, видимо, было ещё и то, что этим злым силам поклонялись люди.
Так же в тексте упоминаются иноверцы “карапаны”, в переводе на русский язык данное слово примерно означает “шептуны”. Возможно, это последователи некоего культа, которые преследовали пророка за его веру в течение всей его жизни.
К врагам “доброй веры”, так же отнесены ведьмы и колдуны, которые в то время являлись очень влиятельной прослойкой общества, не желающей перемен и обладающей не меньшей властью, чем местные князьки. Как видно из вышенаписанного, борьба с колдовством и ведьмами, началась ещё задолго до того, как был написан “Закон Моисея”.
Вторым важным пунктом деятельности Заратуштры, вызвавшим яростное негодование соплеменников стало то, что единственным богом объявлялся Ахура Мазда, создавший себе в помощь шесть Амэшта Спэнта (святых бессмертных), которые противостояли такому же числу порождений сил зла. Эти самые эманации бога, являлись не просто обожествлёнными силами природы или же абстрактными понятиями, они являли собой человеческие качества, к которым должен стремиться каждый последователь “доброй веры”.

Силы добра
Спента-Манью
(святость, творческое начало).
Аша Вахишта
(справедливость, истина).
Воху Мана
(ум, благомыслие, понимание).
Хшатра Ваирья
(могущество, решительность, власть).
Спента Армаити
(любовь, вера, милосердие, самопожертвование).
Хаурватат
(здоровье, целостность, совершенство)
Амеретат
(счастье, бессмертие).

Силы зла
Анхра-Майнью (греч. Ахриман)
(скверна, разрушительное начало).
Друдж (ложь), Индра (насилие)
Акем Мана
(злой умысел, путаница).
Шаурва
(трусость, подлость).
Тарамаити
(ложная гордость, спесь).
Таурви
(ничтожество, деградация, болезнь).
Заурви
(старость, смерть).

Именно из борьбы добра со злом вытекают самые главные заповеди зороастризма, которые лучше тысяч исписанных томов, покажут, в чём сущность жизни благого творения: Благие мысли, благие слова, благие дела.
И чтобы окончательно стало понятным, к чему призывал пророк, стоит привести один из первых символов веры зороастризма, какой только удалось найти. Он очень чётко характеризует сущность тех процессов, которые происходили в зарождающемся иранском обществе.
1. Кляну дэвов (злые и враждебные божества, демоны зороастрийской религии.). Считаю себя молящимся Мазде (собственное имя верховного бога, Ахура-Мазда, буквавльно примерно «Господь Мудрость».), заратуштровским, противодэвовским, учащим Ахуре, славящим Бессмертных Святых, молящимся Бессмертным Святым.
Ахура-Мазде благому, благостному, всё благо признаю праведному, лучезарному, благодатному, “и всё, что лучшее”, чей скот, чья Истина, чьи светы, чьими“светами полнятся счастьем”.
2. Спэнта-Армайти (любовь, вера, милосердие, самопожертвование) благой верую — моей она да будет. Отказываюсь от воровства скота и разбоя, от разорения и разрушения селений молящихся Мазде.
3. Тем владельцам предаю вольное передвижение, вольное житие, кто живёт на этой земле со Скотом.
Молитвой Истине воздавая так провозглашаю: больше не стану я разорять и разрушать селения молящихся Мазде, посягать на тело и жизнь.
4. Отрекаюсь от единения со злыми, злобными, зловредными, пагубными дэвами, самыми лживыми, самыми тлетворными, самыми злополучными из всех существ, от дэвов и дэвовских, от чародеев и чародейных и от всех, кто насилует живущих, мыслями, словами, делами и обличьем отрекаюсь от единения со лживым, сокрушающим.
5. Как раз так, как Ахура-Мазда поучал Заратуштру во всех беседах, на всех встречах, когда Мазда и Заратуштра разговаривали между собой.
6. Как раз так, как Заратуштра отрекся от единения с дэвами во всех беседах, на всех встречах, когда Мазда и Заратуштра разговаривали между собой,— так же и я, молящийся Мазде, заратуштровский, отрекаюсь от единения с дэвами, как отрекся от них праведный Заратуштра.
7. По вере Вод, по вере Растений, по вере Скота благодатного, по вере Ахура-Мазды, создавшего Скот и Мужа праведного, по вере же Заратуштры, по вере Кави-Виштаспы (царь Кави-Виштаспа стал первым покровителем Заратуштры и распространителем его вероучения), по вере Фрашаоштры и Джамаспы (помошник царя Виштастпа), по вере каждого Спасителя, истинно-действенного, праведного,— по этой Вере и Учению: Я — молящийся Мазде.
8. Молящимся Мазде, заратуштровским, считаю себя прославлением и исповеданием.
Славлюсь благомыслием мысли. Славлюсь благословием слова. Славлюсь благодеянием дела.
9. Славлюсь Верой моления Мазде, умиротворяющей, слагающей оружие, брачно-родственной, праведной, из сущих и будущих величайшей, лучшей и прекрасной, ахуровской, заратуштровской. Ахура-Мазде всё благо признаю. Это и есть Веры моления Мазде прославление.
Стоит обратить внимание на два аспекта этого символа веры. Первый, очень чётко сообщает о том, что только земледелец или скотовод, ведущий осёдлый образ жизни в состоянии соблюдать то, что заповедовал Заратуштра.
По мнению многих исследователей, пророк застал ту эпоху, когда кочевой и оседлый образ жизни соседствовали в индоиранских племенах. Отсюда можно сделать вывод, что зороастризм очень сильно повлиял на то, чтобы кочевники превратились в мирных скотоводов и земледельцев.
Ну, а собственно отречение от зла, являлось началом пути к спасению. Как мы знаем из христианства – спасение, есть главная цель жизни человека. Оно достигается путём веры в спасительную и искупительную роль Иисуса Христа. Но сама идея о спасении, об аде и рае, о приходе спасителя, втором воскресении, едином благом боге зародилась в зороастризме, который с 6 века до нашей эры по 7 век нашей эры, являлся мировой религией — религией Персии.
Третьим важным аспектом того, что проповедовал Заратуштра, являлось существование двух миров, духовного и материального. Но в отличие от других религий, материальный мир, считается лучшим из двух миров, так как духовные силы в нём имеют благо выражаться в чём-то целостном.
Очень любопытно и само объяснение того, почему в нашем мире столько зла, насилия и ненависти. На этот вопрос разные религии отвечают по-разному, но только в зороастризме он логически обоснован.
Сначала Ахура Мазда создал все свободным от телесных оболочек, то есть в “духовном, нематериальном” (меног) виде. Затем он придал всему “материальный” вид (гетиг). Материальное бытие было лучше, чем предшествующее нематериальное, потому что совершенные творения Ахура — Мазды получили в нем благо в форме чего-то цельного и ощутимого. Два эти этапа вместе составляют акт творения.
“Творение” – первое из трех периодов, или эр, на которые делится история мира. Нападение Злого Духа ознаменовало начало второй эры – “Смешения” (Гумезишн). На протяжении, которой этот мир больше не является полностью хорошим, но представляет смесь добра и зла.
Когда цикл жизни был пущен в ход, Злой Дух продолжил свои нападения на мир вместе с демонами – даэва и другими силами зла и тьмы, которые он сотворил, чтобы противиться благим божествам. Они не только причиняли материальный ущерб всему миру, но и вызывали все нравственные пороки и духовное зло, от которых страдают люди. Для того чтобы противостоять их нападкам, человек должен почитать Ахура Мазду и шесть Амэша Спэнта и настолько, полно, принять их всем сердцем, чтобы не осталось в нем больше места для пороков и слабостей.
По откровению, полученному Зороастром, человечество имеет с благими божествами общее предназначение – постепенно победить зло и восстановить мир в его первоначальном, совершенном виде. Замечательный миг, когда это совершится, называется Фрашокэрэти (Фрашегирд), что, вероятно, означает “Чудоделание, чудотворство”. На этом вторая эра закончится, так как начнется третья – “Разделение” (Визаришн). Тогда добро будет снова отделено от зла, а поскольку последнее будет окончательно уничтожено, то “Разделение” продлится вечно, и все это время Ахура Мазда, благие божества, мужчины и женщины будут жить вместе в полном спокойствии и мире.
Стоит отметить тот факт, что современный зороастрийцы не ведут активной миссионерской деятельности. Это объясняется тем, что они не считают души всех людей, не исповедующих зороастризм, погибшими и требующими спасения. Считается, что души людей после смерти судят не по религиозной принадлежности, а по мыслям, словам и делам, что дает возможность незаратуштрийцам прожить праведную жизнь и избежать худшей участи после смерти.
Пару слов следует сказать, об обряде погребения у зороастрийцев. Он так же необычен. Труп оставляется на открытом, специально подготовленном месте или в специальном сооружении для утилизации птицами и собаками. Такой обычай объясняется тем, что зороастрийцы не испытывают к трупу никакого почтения. По представлениям зороастрийцев труп – это не человек, а оскверняющая материя, символ временной победы Злого Духа в земном мире. После очистки скелета от мягких тканей и высушивания костей они складываются в урны. Однако в Иране традиционный обряд похорон был оставлен в начале 1970-х гг. и зороастрийцы хоронят тела в бетонируемых могилах и склепах, для того чтобы избежать осквернения земли и воды соприкосновением с трупом.
Четвертым важным аспектом проповеди Заратуштры являлась вера в конец мира и приход спасителя, который восстановит “добрую веру”. Вот, например, как в Зенд и Вохуман яшт (6 век д.н.э) описываются последние времена, которые так ожидают христиане:
И в это время, о Зартошт Спитаман! Все люди станут обманщиками, лучшие друзья станут противниками, а уважение, привязанность, надежда, и щедрость для души, уйдут из мира; отеческая любовь покинет сына; а брата отвернется от брата; зять будет разорен своим же тестем, и дочь прогонит свою мать.
В завершении десяти столетий, о Зартошт Спитаман! Солнце скроется из виду, покрывшись темными пятнами; год, месяц, и день укоротятся; земля Спандармада станет бесплодной, и наполнится разбойниками; посевы не дадут семян, и из десяти полей на семи собранный урожай будет беднее посева, а на оставшихся трех на которых вырастет больший урожай, он все равно не созреет; все деревья, и кусты станут чахлыми; и из посаженных ста девяносто увянет и лишь десять вырастет, и те которые вырастут не будут радовать своей красотой и ароматом.
Люди станут рождаться хилыми, для них привычным станет обман, они будут подвержены мерзкому разврату, они станут неблагодарными и потеряют всякое уважение к насущному хлебу, забудут о гостеприимстве и потеряют всякую привязанность к своей стране.
А вот как, например, в новозаветном “Первом послании Тимофею” первого века нашей эры, описываются схожие события.
Тим 3:1-7.
1. Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
2. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
3. непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
4. предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
5. имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.
Если читать без контекста эти тексты, смысловая нагрузка окажется примерно одной и той же. Только разница в написании данных текстов составит 7 веков. Именно подобные сходства и заставляют отдельных синкретистов видеть руку еврейского бога в зороастризме. Но, как вы понимаете, ничего общего у Ахура Мазды с Яхве нет и быть не может.
Правда, возникает закономерный вопрос. Если есть большое сходство в ангеологии, в основных догматах и концепциях, это значит, что кто-то у кого что-то позаимствовал. И это действительно так.
К сожалению, рамки данной публикации не позволяют раскрыть этот вопрос в полной мере. Поэтому в одном из следующих номеров я постараюсь подробно описать факты заимствований иудаизма, христианства, брахманизма и других деноминаций с “доброй веры”.
Как следует из всего вышеописанного, зороастризм невозможно подвергать смешению с другими религиями в силу его аутентичности и исключительности. Являясь первой пророческой религией мира, а возможно и первой религией единобожия мира, зороастризм почти канул в лету, в силу своей миролюбивости, создав уникальный культурный феномен, который будоражит умы философов и учёных вот уже на протяжении многих столетий.

MyGod.fdd5-25.net

Извините, комментирование и пинг закрыты.

Извините, комментирование закрыто.